← Блог

Базовый гардероб. Альтернативный взгляд на форму и содержание.

“То, что образ отражает действительность в ее конкретном богатстве, составляет конкретную содержательность художественного образа. Образ, сведенный к отвлеченной идее, обедняется” – В.М.Жирмунский

Мне кажется, можно смело изъять высказывание Виктора Максимовича из литературоведческого контекста и применить его смысл к повседневности, а именно к сфере моды и стиля. Идея базового гардероба в том виде, в каком она транслируется, на мой взгляд, и есть такая “отвлеченная идея”, которая в итоге делает созданный образ бессодержательным носителем только типического, но не индивидуального компонента, поскольку там, где начинается универсальное заканчивается персональное.

Когда-то на ТВ была программа “Снимите это немедленно!”, где приглашенную жертву героиню переодевали “в человека”. Картинка “до” зачастую была, конечно, удручающая, но мне всегда было интересно, почему ведущие игнорируют какие-то маленькие слабости подопечных, на первый взгляд странные и чудаковатые (например, слабость к обилию бантиков или тяга к люрексу), но которые в то же время являются маркерами индивидуального и как деталь образа способны рассказать о человеке хоть что-то искреннее.

Как правило, модные стилисты ратуют за свежий, нетривиальный и интересный образ, но по поисковому запросу “базовый гардероб” маршируют одна за другой страницы советов о белых рубашках, майках-алкоголичках и бежевых лодочках, предводительствует, само собой, юбка-карандаш. Иногда среди шеренг кипенных рубашек, каблуков и узких юбок маячат (видимо для души отдохновения) тельняшки и косухи (не в обиду свитшотам будет сказано). Категоричность тона, каким эти советы даются, зашкаливает, как и частотность употребления хитренького эпитета “правильный” для описания того или иного кроя и цвета.

Читая такие советы, я всегда пытаюсь поставить себя на место того, кому они адресованы, и не могу. Просто потому, что комплект вещей в шкафу человека в первую очередь должен быть созвучен с его жизненной ситуацией. Что вторая кожа для офисного работника, то смерть для фрилансера на диванной ставке: среда – элемент, определяющий основной тон гардероба.

Есть что-то смущающее в пристрастии критиковать сограждан за безликие, неактуальные или скучные образы, а после надавать не уступающих в безликости и скучности советов чаще всего и без того зажатым и склонным к самоцензуре людям. Встряхнуть за плечи и призвать расслабиться, а не впихивать всех без разбора в платья-футляры, вот это я понимаю была бы помощь.

С моей точки зрения, “базовость” определяется не какими-то конкретными примерами одежды, а некоторыми ее характеристиками: простотой силуэта, лаконичностью кроя и умеренностью в цветовом оформлении. А базовый гардероб, формируют вещи, которые подразумевают наибольшее количество сочетаний (будь это хоть юбка-трапеция, хоть платье длины макси, хоть кюлоты) и вещи харАктерные, способные рассказать историю. Ведь, согласитесь, не существует “базового” и “небазового” вкуса, к его формированию нужно подходить комплексно, и страх сделать что-то не так (читайте “одеться с погрешностью”) нужно устранять на корню. Без ощущения свободы не бывает искреннего самовыражения. Для начала бывает просто научиться не ставить знака равенства между оригинальностью и гротеском, скукой и классикой.

А может быть с советами о базовом гардеробе всё в порядке и дело во мне. Например, признаюсь, что не считаю черные капроновые колготки плотностью менее 90 денье преступлением против стиля, покрываюсь аллергической крапивницей при виде браслетов Pandora и, в конце концов, не могу оценить ажиотажа вокруг макарунов (кроме их несомненной фотогеничности), предпочитая классическое безе.

Ну и вообще, если относиться ко всему слишком серьезно, в том числе и особенно к моде и стилю, на носу могут вырасти грибы, а спина может покрыться мхом. Сюзан Голден вот не обделена ни чувством юмора, ни чувством стиля и прекрасно себя ощущает и, в общем-то, чьё мнение по поводу базового гардероба мне и хотелось бы узнать, так это её.

Suzanne Golden